Истории тех, кто поменял работу в разгар пандемии

Во время весеннего локдауна чьи-то планы по смене работы остались нереализованными, потому что кто-то из работодателей заморозил наём. А кто-то внезапно для себя оказался на рынке труда из-за сокращения и отложил поиск новой работы до лучших времен. Я пообщалась с героями, которые, наоборот, поменяли работу как раз в разгар пандемии, и постаралась оценить их истории сторонним взглядом, как HR-эксперт, понимая расклад на рынке труда.
Ирина Хоменко
Ирина Хоменко
карьерный консультант, руководитель HR-проектов

В сложном положении оказались те, кто уволился еще до локдауна в надежде отдохнуть и искать работу весной с новыми силами. Ведь весна обычно — горячая пора на рынке труда, становится больше вакансий. Но эта весна оказалась необычной во всех смыслах. История нашей первой героини — как раз про это.

Смена направления в кризис

Апрель. Светлана, маркетолог и специалист по PR

«Я уволилась с прошлого места работы под Новый год. Просто выгорела, очень устала, да и не видела перспектив там. Хотелось начать новую жизнь. Думала, что как следует отдохну месяц и с новыми силами примусь за поиски. Важный нюанс: мне не нужна была новая работа в той же сфере (с моим опытом я без труда нашла бы такую, даже просто по рекомендациям). Мне хотелось перейти в смежную сферу: из PR — в маркетинг. Со стороны эти направления часто воспринимают как одно целое, только с разными названиями, а на самом деле и там и там множество своих особенностей. И специалиста по маркетингу работодатели хотят видеть с опытом именно в маркетинге, а не в PR. Желательно — еще и с портфолио реализованных маркетинговых проектов. У меня не было ни того ни другого — предстояло как-то убедить работодателей, что я справлюсь. Я готова была даже на более низкую позицию для начала и с меньшей зарплатой. Главное — чтобы мне было нескучно, чтобы меня «драйвило».

Весь январь я отдыхала. В феврале неспешно начала поиск работы и на вакансии смотрела придирчиво — интересно мне там будет работать или нет. Откликалась только на «самое-самое». Сходила на три собеседования. Где-то мне не понравилось (скучно), где-то понравилось, но там хотели обязательно опытного маркетолога. Я не унывала, думала, что весной появятся самые классные предложения. Чтобы сидеть без работы до лета, у меня не было возможности, так что я наметила себе март как крайний срок. И в начале марта у меня сложились два варианта: один очень интересный для меня и в очень известной компании, но там с сомнением отнеслись к моей кандидатуре, другой — менее мне интересный, зато там я явно понравилась, отсутствие профильного опыта не слишком смутило. Вторая компания сделала мне предложение о работе, а я сомневалась — вдруг первая всё же выберет меня? Но, поскольку шансы в первой были невелики, согласилась. Вышла на работу 23 марта. А через три дня в Москве объявили изоляционные меры — и нас отправили на удалёнку.

Я сильно переживала: ну всё, раз такая нестабильная ситуация, меня как новенькую скоро уволят. Но нет — индустрию моей новой компании кризис вообще не затронул. Конечно, мне было гораздо труднее привыкать к новой работе удаленно, чем если бы это происходило в обычном формате, еще и сфера новая. Но я справилась.

А та компания, куда мне хотелось, но меня не позвали, с трудом пережила кризис — она из индустрии офлайн-развлечений, которая сильно пострадала. Насколько я знаю, они в итоге вообще никого не взяли на ту вакансию из-за необходимости экономить.

Оценка ситуации со стороны

Замечательно, что в этой ситуации всё в итоге сложилось удачно, потому что поиск первой работы в новом для себя направлении — это всегда сложная и небыстрая история. Приходится доказывать работодателю, что твой прежний опыт будет полезен и здесь, и убеждать в том, что со всем новым ты справишься. Плюс готовиться к временному снижению дохода, а для этого нужно иметь финансовую подушку или поддержку близких.

Осваиваться на новом месте, в новом для себя направлении бывает страшно и в более стабильный период, а Светлане пришлось делать это еще и на фоне общей довольно нервной ситуации. Это все-таки сильный стресс — остается порадоваться за героиню, что он позади и сейчас она чувствует себя уверенно.

Но многим из тех, кто так же, как и она, планировал поменять профессиональное направление, в разгар кризиса пришлось временно отказаться от этих планов. Не корите себя, если у вас именно так и случилось. Это было вполне разумным решением, если к началу кризиса найти работу по новому направлению еще не удалось. Надежнее было подстроиться под ситуацию и искать работу по своему прежнему направлению — где у вас уже есть опыт. А позже можно вернуться к планам по смене направления.

Увольнение с испытательного срока

Все боятся услышать на испытательном сроке: «К сожалению, нам придется расстаться. Ты не справляешься с задачами». Именно это и произошло со вторым нашим героем. В разгар локдауна.

Май. Фёдор, специалист по техническим переводам

«За локдаун я успел сменить два места работы. Так уж сложилось. В марте я вышел в небольшую проектную команду. Это произошло буквально за неделю до объявления режима самоизоляции. Нам сказали, что теперь мы работаем из дома, я перевез в квартиру свою технику и рабочее место.

С первых дней стало понятно, что удаленный формат работы мне подходит плохо. У нас маленькая квартира и двое детей — дочке 3 года, а сыну 7 месяцев. Я работал на кухне, которая фактически — общее пространство с жилой комнатой (перегородки между ними нет), так что уединиться сложно. Бывали ситуации, когда я разговаривал с начальником по скайпу из ванной.

Сконцентрироваться на задачах я мог буквально на пару часов, когда удавалось уложить детей спать. Плюс у жены началась депрессия, так что это было очень тяжелое время.

Спустя месяц работы руководитель дал мне фидбэк: «Фёдор, что-то мало ты успеваешь, в чем дело?» Я попытался обсудить с ним свою ситуацию, и он меня выслушал, конечно. Сказал, что по-человечески он меня понимает, но рабочие задачи никто не отменял. Мы договорились, что у меня есть еще один месяц, чтобы исправить ситуацию. Но стало еще хуже. Каждый день я просыпался с мыслью, что сегодня нужно выложиться на 100%, чтобы меня не уволили. Работать под таким прессингом оказалось непросто.

В конце мая состоялась наша финальная встреча с начальником, где он отметил мои старания, но сообщил, что испытательный срок я не прохожу. Правда, мы договорились, что компания передаст мне несколько заказов по переводам как фрилансеру.

В этот момент родители переехали на дачу и предложили нам к ним присоединиться. Я отправил жену с детьми за город, а сам засел за две работы: за свои заказы и за поиск работы (потому что искать работу — так же затратно по усилиям и времени, как и работать).

На новое место я вышел в конце июня, сами поиски заняли месяц. Совсем скоро у меня заканчивается испытательный срок. Пока рано говорить об успехах, но, кажется, всё складывается».

Оценка ситуации со стороны

Конечно, советовать задним числом всегда проще, и все-таки в подобной ситуации, какая сложилась у Фёдора на удалёнке на испытательном сроке, я бы советовала попросить отпуск за свой счет. Возможно, за это время он смог бы хотя бы частично разрешить трудности — например, перевезти семью на дачу чуть раньше.

Все-таки тот период стал неожиданным и трудным испытанием для всех — и для работодателей, и для сотрудников, и здравомыслящие руководители это понимали, шли навстречу, когда сотрудники рассказывали о своих неподходящих условиях для работы дома.

Например, кто-то на карантине договаривался о работе из офиса (маленькая квартира, нет возможности проводить встречи и совещания, так как из дома работают еще два члена семьи). Моя знакомая сняла дачу в самом начале карантина, где нашлось по отдельной комнате для каждого члена семьи.

Увольнение по собственному желанию «в никуда»

Май. Олеся, HR-менеджер

Имеет ли смысл менять ужасно надоевшую работу, если настало время всеобщей нестабильности? Следующая героиня, Олеся, ответила себе на этот вопрос утвердительно, и вот что получилось.

«Мысли о смене работы появились у меня в начале изоляционных мер. Я довольно компанейский человек, и, как только моя работа сузилась до экрана монитора, стало грустно и тоскливо. Я стала задавать себе вопросы: насколько мне нравятся мои задачи? Какой вклад я вношу? Чему я тут научилась? И ответы мне не понравились.

С этими мыслями я прожила примерно месяц, и как-то после очередной встречи, где два часа обсуждались вопросы (но не было принято никакого решения), окончательно решила, что пора уходить.

Я стала откликаться на вакансии, и довольно быстро получила приглашения на собеседования. Где-то в онлайн-формате, где-то в офлайн — оказалось, что право продолжать работать в обычном режиме во время массовой самоизоляции было не у такого уж маленького количества компаний. Итог — в конце мая мне предложили интересную работу, я всё взвесила и согласилась.

Кстати, коллеги и друзья отговаривали меня увольняться. Говорили: «Ты что, зачем так рисковать? Нормальные люди сейчас держатся за работу двумя руками, а ты сама уходишь! Сейчас такая ситуация, что новичков первыми будут сокращать!».

Что могу сказать — я своим выбором довольна! Моя новая компания не только не остановила наём даже в разгар пандемии, а вообще пережила подъем в этот период.

Да, можно уговаривать себя, что «от добра добра не ищут» и «надо пересидеть это время, оно не подходит для перемен». А какое когда тогда? Ведь момент идеальной стабильности может так и не наступить!»

Оценка ситуации со стороны

Я не очень разделяю позитивный настрой героини. Из ее рассказа делаю вывод, что решение об увольнении было принято скорее эмоционально, чем рационально. Да, во время локдауна сократилось количество впечатлений и встреч, но не надо смешивать работу и «тусовки». Я очень надеюсь, что я не права, но мой опыт подсказывает, что пройдет период очарования — и Олеся может опять ощутить скуку на новом месте. А это точно не самый лучший повод менять работу. Всё-таки это должно быть взвешенное решение.

С другой стороны, ее история — наглядный пример того, что для кого-то и время локдауна стало периодом возможностей. Например, из-за того, что многие сильные специалисты побоялись менять работу в тот период и не откликались на вакансии, в каком-то смысле легче было выдержать конкуренцию за рабочее место. И да, работодатели из определенных сфер бизнеса не только не пострадали, но и, наоборот, укрепили свои позиции.